Детские капризы. Что делать?
Для начала разберёмся в том, почему ребенок
капризничает?
Существует несколько вариантов ответа
на этот вопрос:
1. Ребенок капризничает, плачет, если его что-то
беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут
чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают
взрослые. Словарный запас детей ещё невелик и они не могут облечь в слова свои чувства, переживания, ощущения.
2. Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой
способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашей
любви. И вот он ходит по пятам и «канючит», и хватает вас за руки, находит
поводы привлечь ваше внимание.
3. Капризничая, ваш ребенок хочет добиться чего-то очень
желаемого, а именно: покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители
запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений. То есть взрослые должны аргументировать свои запреты, правила, ограничения, приводить разумные и понятные малышу доводы о том, почему они этого требуют.
4. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и
демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы постоянно
им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся», «Перестань смотреть по
сторонам!».
Ребенок
должен чувствовать, что его не только
опекают и окружают заботой, но и дают
ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае
он никогда не обретет самостоятельности и уверенности в себе, всегда будет
действовать по вашей указке и останется инфантильным.
5. Психоэмоциональное напряжение. Может это выражение
конфликта ребенка с самим собой. А может он сегодня не выспался? Или очень
устал за день? Да и ваши семейные ссоры, скандалы тоже могут повлиять на его
настроение.
Как вести себя родителям?
Эффективное
поведение родителей в проблемной ситуации:
1. Стимулируйте развитие
взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях,
разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребенка на
руки, опуститесь на уровень глаз ребенка: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а
скажи», «Давай ты сейчас успокоишься и мы поговорим».
2.
Учите и учитесь
договариваться, находить компромиссы:
На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять:
Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем
домой. Договорились? (на уровне глаз
ребенка).
3.
Попробуйте
общаться с ребенком как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и
своих чувствах, о том, что видели (по
дороге домой, во время одевания)
4. Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного,
в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но
и «надо» следует прививать с малых лет.
Ребенок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью
для других членов семьи.
Нет
ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:
- чаще всего капризничают дети в семьях, где
между взрослыми нет согласия и единства;
- будьте сами последовательны и строги в своих
требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок знает, что значат мамины угрозы:
пустые слова или их следует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребенку и не
шантажируйте его («если ты…, то…»). Прежде, чем что-то запретить, решите,
готовы ли вы спокойно вынести каприз.
5. Игра как замена протеста. Попросите одеть мишку или
собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в
детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто
последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
6. Повсеместно стимулируйте и развивайте
самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность,
настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта»: «Выбери себе
чашку», «Посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: "Ты наденешь
колготки красные или желтые?", "Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком?", "Почему ты этого хочешь?", "А чем бы ты хотел заняться?" (при отрицании других
предложений).
Нужно
разнообразить опыт общения детей со взрослыми, включая в общее дело, при этом
незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь
ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы (игры с красками, изоматериалами
и т.д.). Помните, что быть хорошим воспитателем для своего ребёнка - это уметь соблюдать баланс между организацией жизни ребенка, установлением правил и контролем за их выполнением, и предоставлением свободы творчества и свободы выбора ребенку, поощрением его инициативы.
Комментарии
Отправить комментарий