Кризис 3 лет.

«Что случилось с моим малышом? Он, вдруг, стал такой упрямый и непослушный. Делает всё наоборот или просто не делает то, о чём его просят! Что делать?». 
Такие вопросы звучат от родителей, чьи дети достигли возраста примерно 3х лет. В психологии это называется кризис 3 лет. Он может начаться чуть раньше, в 2-2,5 года и протекать бурно, ярко и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления кризиса зависят от индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания в семье, состава семьи и т.д. Известно, что чем жёстче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождение кризиса сказывается начало посещения ребёнком детского сада. Лучше, для адаптации ребёнка к детскому саду и более мягкому протеканию этого кризисного периода, отдавать ребёнка в дошкольное учреждение до начала кризиса 3х лет или после него. 
Дело в том, что к 3 годам ребёнок научается делать сам многие вещи, относящиеся к бытовому самообслуживанию, сфера его интересов расширяется, расширяется и его личное пространство, его границы. Почувствовав себя не беспомощным, малыш начинает претендовать на гораздо большую свободу, он стремится быть самостоятельным, выделяет своё «Я», поэтому хочет установить новые отношения со взрослыми. Как правило, родители не успевают перестроиться и продолжают общаться с ребёнком как с беспомощным маленьким существом, отказывают ему в праве собственного выбора, ограничивают его самостоятельные попытки достичь какой-либо цели. В это время и появляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту. Они адресованы взрослым. Каковы же эти явления?

Негативизм - это протестная реакция малыша на излишнюю требовательность, жёсткие запреты и ограничения, а также дефицит внимания со стороны взрослых. Выражается обычно в игнорировании любых просьб взрослых только потому, что они исходят именно от них. Иногда малыш даже может поступать вопреки своим эмоциональным переживаниям и желаниям. Например, он хочет пойти с мамой в зоопарк, но, услышав просьбу взрослого одеваться, резко отказывается. Поскольку он сам же от этого страдает, то такие реакции могут сопровождаться и гневом, и слезами. Самая действенная рекомендация - оставить ребёнка на время в покое или отвлечь от конкретной ситуации. Малыши этого возраста очень отвлекаемы, их можно переключить на что-то другое. Можно решить эту проблему просьбой «наоборот». Например: «Не одевайся, пожалуйста, сам». Если негативизм ребёнка не стараться подавлять властью и авторитетом взрослых, то с возрастом он сам уменьшается и проходит. Поймите, что это первые опыты самостоятельности и инициативы у вашего ребёнка - это первый тренинг для него. Сейчас это необходимо ребёнку, чтобы в дальнейшем он вырос самостоятельным, инициативным. Главное, что родители должны продемонстрировать ребёнку спокойное, эмоционально нейтральное поведение и поддерживать его успехи в самостоятельном достижении целей.

Упрямство - следует различать упрямство и настойчивость. Настойчивость - это полезное волевое качество, позволяющее достигать цели несмотря на трудности, а упрямство - это когда ребёнок долго настаивает на чём-либо только потому, что он так сказал, он так потребовал. Самое простое правило тут - не запрещать, а объяснять. Ребёнок отлично понимает разумные доводы взрослого. Важно говорить ребёнку правду, не обманывать его. Упрямство может стать устойчивой чертой характера, если просто отмахиваться от ребёнка в такие моменты или идти на поводу у его желаний.

Своеволие - ребёнок всё хочет делать сам, независимо от ситуации и своих возможностей (например, переходить дорогу, не держась за мамину руку). Поэтому взрослому нужно договариваться с малышом в любой ситуации, искать компромисс. Практика показывает, что если ребёнку дают возможность что-то сделать самостоятельно в значимой для него ситуации, то конфликт с родителями быстро исчерпает себя. Любые жёсткие запреты наоборот, приведут к усилению этих негативных проявлений.

Строптивость - это протест против всего привычного, что было в образе жизни ребёнка до этого. Ребёнку перестают нравится любимые игрушки и занятия, традиционные совместные игры или ритуалы в семье. Авторитарный стиль воспитания в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствуют яркому проявлению строптивости. На помощь взрослым тут придёт фантазия - поменяйте привычный уклад, естественно не в ущерб себе или ребёнку. Предложите ребёнку что-то новенькое, дети охотно включаются в новую игру. Самая желанная роль для ребёнка - роль взрослого (мамы или воспитателя). Поменяйтесь с ним ролями, подыграйте ему и вы увидите, что ребёнка будто подменили. 

Деспотизм - малыш любыми путями старается добиться, чтобы исполнялось каждое его желание, он хочет стать «хозяином положения», хочет безраздельно владеть вниманием взрослых. Ребёнок начинает манипулировать взрослыми: « Нет, ты не пойдёшь никуда, ты будешь со мной дома!». Нужно объяснить ребёнку, что у каждого члена семьи есть свои дела, обязанности и желания, в которых ему, ребёнку, тоже есть место: «Мы с тобой сегодня поиграли, а теперь мне нужно готовить ужин для папы. Давай, ты будешь мне помогать, и папе будет приятно, что мы вместе трудимся». Если ребёнок не чувствует себя вычеркнутым из родительской жизни, если нет противопоставлениях на «детские» и «взрослые» занятия, малыш спокойнее отреагирует на ваш уход на службу или в гости. К тому же, это создаст фундамент для дальнейшего формирования близости и доверия в семье, для создания общности в семье.

Ревность - эта особенность проявления кризиса встречается в семьях, где несколько детей. Ребёнок вынужден делить власть и внимание от взрослых с братом или сестрой. Он борется за власть изо всех сил. Дефицит внимания от родителей может проявляться в виде вымещения ребёнком своих отрицательных эмоций на братьях или сёстрах - это жестокое обращение, драки, нанесение обид. Особенно это касается старших детей, когда у них появляется младший соперник. Поэтому взрослым важно уделять внимание в равной степени всем детям, пусть даже в течение самого непродолжительного времени, но внимание от родителя должно «принадлежать» персонально каждому из детей, когда не надо делить родительскую любовь с кем бы то ни было. Задача родителей в данный период - показать детям, что они любят всех своих детей, каждый им дорог и по-своему хорош для них. 

Родителям важно помнить, что именно в этот период ребёнок пытается заявить о себе какими-либо достижениями, поступками, словами, ожидая от родителей положительной оценки, похвалы. Помните, что одобрение пусть маленьких, но самостоятельных попыток достичь результата в каком-либо деле - залог высокой самооценки в будущем. У ребёнка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдёт незаметно, а в будущем ребёнок будет уверенным в собственных силах человеком, а таким легче добиваться успеха

Комментарии